«МИНИМАЛКА» САЛИШЕВА

В прошлом номере журнала был опубликован материал, который вызвал немало откликов среди растениеводческого сообщества республики. Назывался он «Непаханое поле» и повествовал об успешном опыте применения минимальной технологии обработки почвы в Пензенской области. Опыт сей, если верить корреспонденту журнала «Эксперт», весьма перспективен и успешен. Трехсотпроцентная рентабельность экономики ТНВ «Пугачевский» тому яркое подтверждение. Однако инновационным и передовым в отношении нашего региона его вряд ли назовешь. Ведь главный герой «Непаханого поля» Шугуров начал внедрять минимальную технологию у себя в хозяйстве в 1983 году, а у нас в республике некоторые сельхозпредприятия, а то и районы целиком, стали это делать гораздо раньше. Например, всем известен весьма успешный опыт применения минимальной и даже нулевой технологии обработки почвы в СПКК имени Калинина Стерлитамакского района. Здесь урожаи зерновых культур, подсолнечника не уступают «шугуровскому», да и в общем развитии хозяйство не отстает от «Пугачевского». И хотя внедрять «минималку» здесь начали не более 10-15 лет назад, консультирует калининских земледельцев человек, который сделал это еще в конце 70-х прошлого века. Речь, как многие уже, наверное, поняли, о бывшем главном агрономе совхоза «Пугачевский» Федоровского района Линире Ибрагимовиче Салишеве.

Не будет преувеличением то, что в 80-х годах XX века совхоз «Пугачевский» из Башкирии гремел своими достижениями даже больше чем его пензенский тезка сегодня. И главная заслуга в этом принадлежала именно Линиру Салишеву — главному агроному хозяйства, который и разработал в тесной связи с башкирскими учеными малозатратную, и главное, эффективную систему земледелия. А вот пензенский Шугуров почему-то весь успех приписывает себе, сильно принижая роль агрономов и ученых (хотя у него в кабинете на почетном месте висит портрет агронома Овсинского (?!).

Конечно, успех любого предприятия в первую очередь зависит от руководителя. И главный плюс директоров «Пугачевского» эпохи Салишева в том, что они поддерживали своего земледельца-самородка, а грубо говоря, не самодурствовали, как это, к сожалению, часто бывает. Хотя, по признанию Линира Ибрагимовича, разное случалось. Бывало, придет на работу утром, а там сидит новый агроном и ехидно потирает руки: «Конец системе Салишева, завтра же начнем пахать…», но звонок из обкома партии быстро восстанавливал справедливость.

Главное в системе земледелия Салишева, как и в других минимальных технологиях, это отсутствие глубокой обработки почвы с оборотом пласта. Линир Ибрагимович еще с молодых лет был приверженцем теории легендарного Терентия Мальцева, и став главным агрономом совхоза «Пугачевский», начал разрабатывать и внедрять противоэрозийные способы обработки пашни. Однако Салишев, в отличие от Терентия Семеновича, не отказывался от удобрений, а наоборот, ратовал за регулярное их использование совместно с разбрасыванием соломы. При этом он все делал, как говорится, с оглядкой на науку, совместно с учеными БашНИИСХ, Института биологии УНЦ РАН. Первая изюминка салишевской «минималки» — это раз в пять лет рыхление  плугом без отвала на 30-35 сантиметров с предплужником, работающим на глубине 10-12 сантиметров. Вторая изюминка —  прямой посев по стерне стерневыми  сеялками.  Активно применял Салишев и трехпольный свекольный севооборот, в котором обработка земли с оборотом пласта тоже исключалась. Год от года повышалась в «Пугачевском» и урожайность зерновых культур.  В итоге слава о совхозе загремела на весь Союз. Сюда стали наведываться делегации, Салишева начали приглашать на различные семинары, совещания, симпозиумы. Так, в середине 80-х проезжал по республике начальник отдела сельского хозяйства ЦК КПСС Василий Лоскутов в сопровождении первого секретаря обкома Оренбуржья Чернышева. Решили они заехать и в «Пугачевский». Как было принято, делегацию встретил и секретарь райкома партии, который беспрестанно тараторил об успехах района, партийной работе. Лоскутов же, заехавший в район с конкретной целью и молча любовавшийся полями совхоза, грозно его одернул: «Да подожди ты!» Доехав до поля с прекрасной пшеницей сорта Харьковская, спросил у Линира Ибрагимовича:

— Здесь сколько не пахал?

— Четыре года, — ответил искренне агроном.

— Прекрасная пшеница! Можно всей стране в пример ставить, зарубежные делегации водить, — сказал чиновник, прогуливаясь по полю.

Так за счет чего же достигался положительный эффект при «минималке» Салишева? В первую очередь свою роль сыграл тот факт, что при минимальной технологии значительно увеличивалось почвенное плодородие. Так, ученые, долгое время проводившие здесь опыты, наблюдали увеличение содержания гумуса на 0,19% за пять лет после перехода с классической обработки пашни на почвосберегающую. Происходило это в первую очередь вследствие ежегодного разбрасывания соломы. Кроме того, использование плуга без отвала и с предплужником по салишевскому методу позволяет усилить эффект от внесенных удобрений. Так доказано, что при «минималке» на создание урожая используется большая часть азота, меньшая — выщелачивается и теряется. Получается это за счет того, что плуг без отвала не заглубляет удобрение, а предплужник распределяет его в 12-ти сантиметровой толще пашни, как раз там, где располагается 70-80% корней растений. Аналогичное происходит и с калием, и что важно — с фосфором. Ведь как раз фосфор считается наименее мобильным веществом. Он в большинстве случаев после внесения в почву неподвижно располагается в одной зоне, что препятствует его усвоению растениями. В результате в верхних слоях почвы накапливается фосфорная кислота. Обработка плугом «по Салишеву» данную проблему практически решает. Сей факт в 1989 году позволил «утереть нос» американским земледельцам. На встречу с ними, посвященную почвозащитным технологиям и проходившую в Москве, был приглашен и Линир Ибрагимович. В беседе американцы признались, что проблема накопления фосфорной кислоты в почве у них не решена. А Салишев в своем выступлении привел четкие доказательства отсутствия такого вопроса в совхозе «Пугачевский».

Другой важный фактор, на соблюдении которого всегда настаивает Линир Салишев — это сроки сева. Здесь он приводит слова академика Вернадского: «Не трогайте землю, пока в ней не заработали микроорганизмы». А начинают они работать, как известно, весной при определенной сумме положительных температур (+2720). Так вот у Салишева до сих пор сохранилась записная книжка, где он, начиная с 80-х годов, скрупулезно суммировал показатели термометра, начиная с преодоления положительного порога температуры воздуха. В один год пугачевцы вышли на весенние работы 2 мая, в другой — 10-го.

— Появление на поле сорных растений — верный признак, — говорит Линир Ибрагимович. — Это природный критерий. Пророс, например, овсюг, пора приступать к обработке почвы. Кстати, такой подход помогает еще уничтожить этот злостный сорняк, который, ко всему прочему, практически не поддается ни одному гербициду. Сегодня многие торопятся, спорят, что надо раньше выходить на поля. А я в тех хозяйствах, которые консультирую по вопросам земледелия, всегда настаиваю на своем. В итоге осень всегда доказывает мою правоту.

Здесь надо отметить, что в борьбе с сорняками Салишев практически не использовал гербициды. «Надо придерживаться сроков начала сева и грамотно ухаживать за парами. Если культивировать их по несколько раз, не давая сорнякам размножаться, то в последующие 3-5 лет при минимальной технологии обработки почвы поле будет чистым», — уверен агроном.

Также Линир Салишев убежден, что при применении минимальной обработки почвы и грамотном внесении удобрений в условиях наших черноземов можно довести урожайность зерновых до 60-70 центнеров с гектара. Неспроста ведь Салишеву, после его докладов на всероссийских агроконференциях, стоя рукоплескали специалисты всей страны. Жаль, конечно, что нынче поля «Пугачевского», на которых некогда получали рекордные урожаи, пустуют. Но это уже другая история…

Мы не будем завершать материал на грустной ноте. Ведь несмотря на преклонный возраст, Салишев еще при деле. Он реализует свои задумки на полях крупнейших и передовых хозяйств многих районов республики. В таких как ГУСП «Совхоз «Рощинский», СПКК имени Калинина и др. И то, что в таких передовых предприятиях признают его авторитет, многого стоит.

Алмаз ГАЛИМОВ.